Современный пейзаж.
Зачем фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?

Сегодня в рубрике «Ничего не понятно» мы поговорим о современном пейзаже, который у поклонников «настоящей» пейзажной фотографии часто вызывает не только непонимание, но даже негодование.
Давайте вместе разберемся, что и зачем снимают современные фотографы, когда хотят пофотографировать на природе.

Фото © Джоэл Стернфельд (Joel Sternfeld) / Современный пейзаж. Зачем  фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?
Фото © Джоэл Стернфельд (Joel Sternfeld), 2006

Конечно, современная пейзажная фотография ушла далеко от привычных, традиционных сюжетов — величественных гор, синих морей, зеленых лесов и багровых с переливами закатов. Чаще всего пейзаж в современной фотографии представлен концептуальной фотографией, смысл которой, не передать красоту окружающего мира, а решить какие-то более важные задачи искусства и фотографии, а может даже смежных дисциплин.

Вы все хорошо знаете Энсела Адамса, который снимал романтический, величественный пейзаж, возвышенный как живопись над человеческим опытом и обыденной суетой. Такой пейзаж-мечта, очень далекий от повседневного человеческого опыта.

Фото © Энсел Адамс (Ansel Adams) / Современный пейзаж. Зачем  фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?
Фото © Энсел Адамс (Ansel Adams)

В 1970-х годах появляется цветная фотография и «новые типографы», пейзажи которых приближаются к каждодневному человеческому опыту. Они похожи на то, что видят люди в своей повседневной жизни. Это фотографии повседневности, сухая отстраненная фотография, противоречащая традиции пейзажной фотографии, заложенной Энсел Адамс. Именно тогда банальное признается легитимным сюжетом. Яркими представителями здесь являются Уильям Эгглстон (William Egglestone) и Стивен Шор (Stephen Shore).

Фото © Стивен Шор (Stephen Shore) / Современный пейзаж. Зачем  фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?
Фото © Стивен Шор (Stephen Shore)

Жизнь и фотография не стоят на месте, и современные пейзажные фотографы, взяв на вооружение оба этих подхода к пейзажной фотографии, и обобщив опыт современной фотографии в проекции на пейзаж, стали снимать концептуальный пейзаж.

Как Вы помните из прошлых статей, концептуальная фотография занимается тем, что исследует природу самой фотографии, каким образом функционирует фотография, как она взаимодействует со зрителем, как зритель прочитывает фотографию. Часто заходит в межкультурные и междисциплинарные области, где работает на стыке с современными философией, социологией, экологией и наукой, в контексте их проблематик. Современные фотографы часто работают с серией-типологией, занимая нейтральную позицию и всегда соблюдая дистанцию, чем дают возможность делать выводы о том, что получилось, каждому зрителю самостоятельно.

Cерия фотографий Томаса Штрута «Рай», снята в разных уголках мира так, что эти места не узнаются. Зрителю кажется, что он пришел в ботанический сад — место в котором собраны разные примеры экзотического нетронутого леса. Это проект для созерцания. Штрут использует фотографию как инструмент для внутреннего диалога и спокойного созерцания зрителем. Фотографии как и принято у него большого размера. Такие, что мы верим, что перед нами лес и хотим наступить на влажную почву перед нами.

Фото © Томас Штрут (Thomas Struth) / Современный пейзаж. Зачем  фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?
Фото © Томас Штрут (Thomas Struth) «Рай»

Наойа Хатакеями вот уже двадцать лет фотографирует города и производства в Японии. Это красивый отстраненный пейзаж. Главная его тема — это трансформация среды человеком. Он как ученый системно изучает циклы человеческой активности, не делая при этом никаких выводов. Эта философская отстраненность и дистанция — общее поле в современном пейзаже.

Фото © Наойа Хатакеями (Naoya Hatakeyama) / Современный пейзаж. Зачем  фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?
Фото © Наойа Хатакеями (Naoya Hatakeyama), 2006

И последний, наверное, самый не пейзажный автор, современный художник Хироси Сугимото. Поставив камеру на длинную выдержку на протяжении всего фильма в полтора часа, он снимает то, что увидела фотокамера, просмотрев весь фильм целиком. Этим проектом он исследует фотографическую правду — не всегда то, что увидели мы и то, что увидела камера является тождеством.

Фото © Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto) / Современный пейзаж. Зачем  фотографы снимают природу некрасиво и в чём здесь искусство?
Фото © Хироси Сугимото (Hiroshi Sugimoto)

Продолжаем конкурс на самые интересные вопросы по современной фотографии. Вы присылаете нам Ваши вопросы — мы стараемся на них ответить или включить их в темы наших следующих статей. Сегодня вопрос задает москвич Арсен. Вот, что он спрашивает:

«Вы видели когда-нибудь Айвазовского, Шишкина, Левитана? Вот это настоящие пейзажи! Они понятны и радуют глаз! А это что за [цензура]?» Ваши комментарии и новые вопросы пишите ниже.

Алексей Никишин
объ-
ясня-
ет


В этом разделе я рассказываю про то,
что такое современная фотография и чем
она отличается
от классической

В основе этих статей — курс лекций «Современная фотография и современное искусство», прочитанный мной в Московском Музее Современного Искусства (ММОМА)

Ниже Вы найдете самые часто задаваемые вопросы
по этой теме:

ХОЧЕШЬ
>чи–
тать
  новые   
  статьи   
ПЕРВЫМ
?