Учимся снимать нескучно! На что обращать внимание, когда фотографируете людей?

В этой статье давайте разберемся, в том, как вдохнуть жизнь в Ваши фотографии. Нам предстоит научиться отличать моменты подлинные и настоящие от моментов неудачных.

Татьяна Архипцова, психологический портрет, фото: Алексей Никишин
Татьяна Архипцова, режиссёр
Психологический портрет
Фото © Алексей Никишин

Неудачные моменты имеют право на существование в желтой прессе, например. Мы же с Вами будем работать с настоящими моментами. Они могут казаться случайными, нелепыми, лишенными содержания решающего момента. Но они будут говорить о человеке больше, чем любая постановочная фотография.

1 Заставайте людей врасплох

Глобальная проблема всей портретной фотографии состоит в следующем: когда люди готовы фотографироваться и знают, что их снимают, они быстро начинают что-то изображать, хотят выглядеть каким-то особенным образом.

Люди и так играют в жизни много разных ролей, носят, как обычно говорят, маски. А перед объективом камеры у этих масок заостряются углы, они становятся более выразительными и нарочитыми. Мы же, фотографы вовсе не хотим снимать маски. Мы хотим фотографировать что-то естественное, новое, совершить некое открытие относительно конкретного портретируемого человека. Когда нам удается застать модель врасплох, она предстает на фотографии беззащитной. Иногда это выглядит нелепо. Однако, задача наша вовсе не в том, чтобы снять нелепого человека — таким он получается вследствие того, что открыт.

Моника Санторо, психологический портрет, фото: Алексей Никишин
Моника Санторо, актриса
Психологический портрет
Фото © Алексей Никишин

Конечно, человек, пойманный врасплох, отдающий фотографу уникальное эмоциональное состояние — очень соблазнительный и довольно несложный вариант для съемки. Но нужно всегда помнить, что этот прием всего лишь еще один из инструментов. Мы снимаем настоящего человека, а не человека, неожиданно пойманного в объектив. И, само собой, это не раздел ремесла папарацци. Это работает только, когда ты снимаешь близко, а не «телевиком» с другой стороны улицы. К случаю, есть прекрасная фраза Роберта Капы: «Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близко».

В кинофильме «Леон» есть прекрасная метафора: «Снайперская винтовка — для девочек, это может каждый. Верх профессионализма — когда ты используешь нож и уходишь». Применять элемент неожиданности стоит и только тогда, когда нет возможности по-другому «раскачать» человека. Когда он находится рядом с тобой, но не в диалоге (он тебя видит, но не чувствует) и ввести его в состояние диалога нет никакой возможности.

2 Позвольте людям раскрыться

Иногда то, как люди хотят выглядеть на фотографии само по себе очень нелепо, но говорит о модели больше, чем её открытый и искренний портрет. Когда модель явно не соответствует выдуманному для себя образу, через расщелину между выдуманным и настоящим можно показать очень много. Если человек не похож на Петра I, но очень хочет им быть, это сразу заметно и создает очень трогательный образ.

Александр Ревва, психологический портрет, фото: Алексей Никишин
Александр Ревва, актер и шоумен
Психологический портрет
Фото © Алексей Никишин

Поймать этот образ довольно легко. Достаточно чуть-чуть видеть и знать человека до съемки. Ведь натянуть на себя органичный образ так, чтобы он не конфликтовал с реальной личностью, и поддерживать его продолжительное время — довольно сложная задача. Скажем, артист Сергей Безруков может выглядеть как Владимир Высоцкий, потому что он, допустим, хороший актер. Или потому что на нём грим какой-то необыкновенный. Но большинство людей не способны надолго задержать в себе этот искусственно созданный образ. Чаще всего он возникает именно в моменты публичных выступлений или съемки у фотографа. А мы, фотографы, можем это увидеть, почувствовать и на этом сыграть.

3 Используйте аутентичность окружающей обстановки

Окружение и обстановка помогут добраться до сути. В современной фотографии вопрос аутентичности всплывает, только когда говорят о социальных проектах. Ведь если человека подмешать к среде его обитания, фотографическое сообщение получается более ёмким.

Айфонография, фото: Алексей Никишин
Айфонография
Фото © Алексей Никишин

Но и те, кто снимает портрет, используют этот прием — сегодня принято снимать людей в интерьере. Ирония в том, что интерьеры эти в 80% случаев не имеют отношения к фотографируемой персоне. Они не раскрывают людей, их роль — это роль фона. Тем временем обстановка в кадре невероятно значима. Если положить составляющие фотографии на чаши весов, то обстановка должна уравновешивать человека, которого вы снимаете.

Айфонография, фото: Алексей Никишин
Айфонография
Фото © Алексей Никишин

Есть одна фотография Картье-Брессона, на которой запечатлен Матисс. И, глядя на обстановку в кадре, понимаешь: это кресло Матисса, его птицы и его плащ на стене. Всё это и есть Матисс. Тот Матисс, которого увидел Брессон. Уберите интерьер — это будет уже совсем другая фотография.

4 Относитесь к настоящим фотографиям как к красивым

То, как выглядят беззащитные и открытые люди на фотографиях, может показаться нам смешным. Надо понимать, что это не ужасные кадры, а совсем наоборот — красивые, люди прекрасны на них тем, что чисты и открыты.

Айфонография, фото: Алексей Никишин
Айфонография
Фото © Алексей Никишин

Если мы вспомним в этой связи снимки Гарри Виногранда, то поймем, что большинство людей на них находятся именно в таком состоянии: «пойманности врасплох», подлинности и неприкрытости. Девушки в его альбоме Women Are Beautiful либо улыбаются в смущении, либо прячут глаза, либо (не видя фотографа) продолжают играть некую роль, которую Виногранд, выхватив из контекста будничной жизни, моментально развенчивает перед зрителем. Именно поэтому он — великий художник, послуживший многим практикам вдохновением, а теоретикам предметом написания книг и статей о фотографии.

Владимир Виноградов, психологический портрет, фото: Алексей Никишин
Владимир Виноградов, режиссер
Психологический портрет
Фото © Алексей Никишин

Глядя на те снимки, что присылают на конкурс читатели (или на фотографии, которые приносят слушатели моих мастер-классов), легко заметить огромное количество одинаковых типов портретов: «я мачо», «я умный», «я красивая». Само по себе это нормально, о такой типологии писал еще Барт в «Мифологиях». Гораздо хуже, когда при помощи одного типа портрета пытаются выразить один тип смысла: показать старость, сфотографировав старика, или счастье, сфотографировав улыбку.

Владимир Мирзоев, психологический портрет, фото: Алексей Никишин
Владимир Мирзоев, режиссер
Психологический портрет
Фото © Алексей Никишин

Мы здесь уже говорили о схожести смысловой работы в фотографии со смысловой работой в литературе, но повторим эту максиму еще раз: можно сказать: «Вася любит Машу», а можно сказать то же самое, но без слова «любит». И вот этот второй случай — литература. Точно так же можно показать ум человека, не фотографируя его в позе «Мыслителя» Родена, а подойдя к вопросу с другой стороны.

Как же отличить фотографию просто неудачного момента от такой же фотографии, но подлинной и настоящей? Ваши ответы пишите в комментариях.

Алексей Никишин
объ-
ясня-
ет


В этом разделе я рассказываю про то,
что такое современная фотография и чем
она отличается
от классической

В основе этих статей — курс лекций «Современная фотография и современное искусство», прочитанный мной в Московском Музее Современного Искусства (ММОМА)

Ниже Вы найдете самые часто задаваемые вопросы
по этой теме:

ХОЧЕШЬ
>чи–
тать
  новые   
  статьи   
ПЕРВЫМ
?