Почему современные фотографии такие большие и скучные?

Все, кто начинает хотеть что-то понимать в современной фотографии или просто начинают ходить в музеи и галереи, начинают задаваться вопросом, почему все эти фотографии такие некрасивые, да еще и зачем-то при этом они таких больших размеров? Где правда? Попробуем в этом разобраться.

Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) / Почему современные фотографии такие большие и скучные?
Фото © Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein)

Давайте сначала разберемся почему современная фотография такая скучная и некрасивая. Вы точно видели пейзажи Джоэла Стейнфилда или будничные фотографии Джеффа Уолла. Это фотографии, да что уж там говорить, даже эти сюжеты могут показаться скучными. А так и есть! ) Но не надо забывать, что фотография, о которой мы с Вами разговариваем как правило ближе к концептуальному искусству, чем к файн-арту, а оно в свою очередь работает на стыке искусство-философия. А философия , как Вы понимаете, не для развлечения. Она требует подготовки для интерпретации произведения. Фотография стала главным медиа современного искусства в основном благодаря концептуальным художникам, которые стали использовать ее для своих проектов, как самое доступное медиа. Поэтому по сравнению с формалистким развлекательным файн-артом, искусство концептуальное и современная фотография кажутся скучными.

Джефф Уолл (Jeff Wall) / Почему современные фотографии такие большие и скучные?
Фото: Джефф Уолл (Jeff Wall)

Концептуальное искусство и философия не должны иметь оттенка развлекательности, то есть должны быть скучны. Они должны быть скучны на столько, на сколько скучна жизнь. Только в состоянии скуки человек может начать диалог с собой. Если иначе, то нам покажется, что с нами флиртанули, а хотелось любить честно и серьезно.

Теперь про размер. С ним проще. Вы когда-нибудь задумывались почему памятники именно такой высоты и стоят на постаменте? Когда памятник большого размера (больше Вас) художник как бы вам говорит: «Смотри, вот человек — Величина, тебе никогда до нее не дотянуться». То есть размер памятника определяет отношение между зрителем и изображением. Вождь – всегда в несколько раз выше и крупнее «народа», которые смотрят на него снизу вверх. Это идеология. Она работает. В последнее время Вы могли замечать, что стали ставить памятники «человеческого размера» (Например, Никулин выходит из машины у Цирка на Цветном). Как это работает? Никулин— такой же человек как ты. Между Вами нет дистанции, нет иерархии, он твой Друг.

Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) / Почему современные фотографии такие большие и скучные?
Фото: Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein)

Когда Готфрид Хельнвайн печатает своих детей размером, который никак не может пройти в двери Эрмитажа, он говорит нам о Важности детства для нашей культуры.

Когда Гурски печатает свои фотографии 2х3 метра мы уже не может сказать, что мы смотрим фотографию. Это фотография смотрит на нас и заставляет нас погрузиться в изображенный там мир, помогая соответствием размеров реальным размерам объектов в жизни. Нам хочется разглядывать миллионы травинок на отпечатках Джоэла Стернфелда, увидеть эмоции героев снимков Джеффа Уолла. А они специально снимают перегруженные мелочами фотографии, чтоб мы рассматривали, рассматривали, рассматривали. Хотя До них Питер Брейгель делал тоже на полотне 20х30см! Он, наверное был первым, кто подучил Гурского и компанию еще до Бехеров.

Джоэл Стернфелд (Joel Sternfeld) / Почему современные фотографии такие большие и скучные?
Фото: Джоэл Стернфелд (Joel Sternfeld)

Еще хороший пример Томас Деманд, который снимает макро картонные виды офисов, которые сам же и собирает из подручных материалов. Снимает он их серьзно как дорогую интерьерную фотографию. А когда мы смотрим отпечатки, висящие в галерее (они очень большого размера) нам кажется, что просто окно в стене и мы через нее видим соседний офис. О! А офиса-то никакого нет. Это макет из картона размером с сигаретную пачку! Вот обман… то есть сила искусства. Этот художник работает в природной документальности фотографии, аккуратно показывая, что не все, что видно на фотографии и похоже на знакомый офис — таковым является.

Томас Деманд (Thomas Demand) / Почему современные фотографии такие большие и скучные?
Фото: Томас Деманд (Thomas Demand)
А как Вы думаете, если распечатать огромного размера, скажем, черно-белые фотографии Брессона, будет ли эффект и какой? Есть ли какая-то разница в том, что напечатано большого размера? Ваши ответы и новые вопросы пишите ниже

Алексей Никишин
объ-
ясня-
ет


В этом разделе я рассказываю про то,
что такое современная фотография и чем
она отличается
от классической

В основе этих статей — курс лекций «Современная фотография и современное искусство», прочитанный мной в Московском Музее Современного Искусства (ММОМА)

Ниже Вы найдете самые часто задаваемые вопросы
по этой теме:

ХОЧЕШЬ
>чи–
тать
  новые   
  статьи   
ПЕРВЫМ
?