Давайте сначала разберемся почему современная фотография такая скучная и некрасивая. Вы точно видели пейзажи Джоэла Стейнфилда или будничные фотографии Джеффа Уолла. Это фотографии, да что уж там говорить, даже эти сюжеты могут показаться скучными. А так и есть! ) Но не надо забывать, что фотография, о которой мы с Вами разговариваем как правило ближе к концептуальному искусству, чем к файн-арту, а оно в свою очередь работает на стыке искусство-философия. А философия , как Вы понимаете, не для развлечения. Она требует подготовки для интерпретации произведения. Фотография стала главным медиа современного искусства в основном благодаря концептуальным художникам, которые стали использовать ее для своих проектов, как самое доступное медиа. Поэтому по сравнению с формалистким развлекательным файн-артом, искусство концептуальное и современная фотография кажутся скучными.
Концептуальное искусство и философия не должны иметь оттенка развлекательности, то есть должны быть скучны. Они должны быть скучны на столько, на сколько скучна жизнь. Только в состоянии скуки человек может начать диалог с собой. Если иначе, то нам покажется, что с нами флиртанули, а хотелось любить честно и серьезно.
Теперь про размер. С ним проще. Вы когда-нибудь задумывались почему памятники именно такой высоты и стоят на постаменте? Когда памятник большого размера (больше Вас) художник как бы вам говорит: «Смотри, вот человек — Величина, тебе никогда до нее не дотянуться». То есть размер памятника определяет отношение между зрителем и изображением. Вождь – всегда в несколько раз выше и крупнее «народа», которые смотрят на него снизу вверх. Это идеология. Она работает. В последнее время Вы могли замечать, что стали ставить памятники «человеческого размера» (Например, Никулин выходит из машины у Цирка на Цветном). Как это работает? Никулин— такой же человек как ты. Между Вами нет дистанции, нет иерархии, он твой Друг.
Когда Готфрид Хельнвайн печатает своих детей размером, который никак не может пройти в двери Эрмитажа, он говорит нам о Важности детства для нашей культуры.
Когда Гурски печатает свои фотографии 2х3 метра мы уже не может сказать, что мы смотрим фотографию. Это фотография смотрит на нас и заставляет нас погрузиться в изображенный там мир, помогая соответствием размеров реальным размерам объектов в жизни. Нам хочется разглядывать миллионы травинок на отпечатках Джоэла Стернфелда, увидеть эмоции героев снимков Джеффа Уолла. А они специально снимают перегруженные мелочами фотографии, чтоб мы рассматривали, рассматривали, рассматривали. Хотя До них Питер Брейгель делал тоже на полотне 20х30см! Он, наверное был первым, кто подучил Гурского и компанию еще до Бехеров.
Еще хороший пример Томас Деманд, который снимает макро картонные виды офисов, которые сам же и собирает из подручных материалов. Снимает он их серьзно как дорогую интерьерную фотографию. А когда мы смотрим отпечатки, висящие в галерее (они очень большого размера) нам кажется, что просто окно в стене и мы через нее видим соседний офис. О! А офиса-то никакого нет. Это макет из картона размером с сигаретную пачку! Вот обман… то есть сила искусства. Этот художник работает в природной документальности фотографии, аккуратно показывая, что не все, что видно на фотографии и похоже на знакомый офис — таковым является.
А как Вы думаете, если распечатать огромного размера, скажем, черно-белые фотографии Брессона, будет ли эффект и какой? Есть ли какая-то разница в том, что напечатано большого размера?
Ваши ответы и новые вопросы пишите ниже