Хироси Сугимото.
Зачем снимать психологические портреты восковых фигур?

Постановочные фотографии в костюмах и образе исторических персонажей занимают по популярности промежуточное место между закатами и кошками. Зритель любит знаменитостей, психологию
и костюмы — ничего тут не поделаешь. Тут и «Караван историй»,
а теперь еще и Хироси Сугимото. Зачем известному современному фотографу понадобилось снимать такое — давайте разберёмся вместе.

Фото © Хироси Сунимото (Hiroshi Sugimoto) / Психологические портреты восковых фигур
Генрих VIII. Король Англии
Фото © Хироси Сунимото (Hiroshi Sugimoto)

Перед Вами проект Хироси Сугимото, в котором встретились Ленин, Принцесса Диана, Фидель Кастро, король Англии Генрих VIII, его несколько жен и еще много другого известного народа, которые до этого в силу обстоятельств в такой компании не собирались никогда. По форме это классические черно-белые психологические портреты, выполненные по всем законам жанра: характеры, жесты, выражения лиц; моменты, передающие серьёзность героев, как-будто наследие Напельбаумана-Надара-Карша-Аведона вместе взятых. Всё психологически точно, нам ясно всё про этих людей, не ушла ни одна мелкая черта характера… за исключением одного «но»: люди на этих фотографиях — восковые фигуры!

Удивились? Спросите Вы зачем серьезному человеку, великому современному фотографу-концептуалисту нужно переснимать восковые фигуры? Неужели он не мог найти нормальных «звёзд» для своих фотосессий, хотя бы среди круга «Hermes», для которых делал свой известный (другой, не этот) проект? А? Как думаете? А пока думаете, посмотрите еще фотографий.

Фото © Хироси Сунимото (Hiroshi Sugimoto) / Психологические портреты восковых фигур
Фидель, Анна Болейн
Фото © Хироси Сунимото (Hiroshi Sugimoto)

А теперь открываю вам тайну. Перед Вами не просто психологические портреты восковых фигур. Это концептуальный проект, исследующий природу фотографии, а точнее природу фотографического портрета. Помните мы с вами говорили про триггеры, критерии-стереотипы, которые помогают быстро «понять» фотографию, то есть разобраться интересна она нам или нет? Здесь как раз про это. Мы видим эмоцию, глубину, момент, жест — всё то, что, как нам кажется из нашего прошлого фотографического опыта, позволяет нам понять характер человека на фото, его психологию, то есть понять «кто он». И ведь это раньше всегда прокатывало?

А Сугимото шепчет вам на ухо, что Вы ничего не можете узнать о человеке по фотографии, так же как нельзя доверять её документальности. Вы видите людей на фото, уже Вы представляете себе их характер — а его нет! Это вос-ко-вые фигу-у-у-ры-ы-ы-ы-ы!!! У них нет никакого характера. И верить тому, что Вы видите на фотографии мягко говоря странно. Вот такая грустная и поучительная концептуальная история о пресловутом доверии к документальности фотографии.

Кстати, на левой фотографии — настоящий Хироси Сугимото. Как вы можете легко заметить — фотографии не сильно отличаются. А смыслы разные. Вот об этом и был концептуальный проект этого прекрасного современного художника.

Фото © Хироси Сунимото (Hiroshi Sugimoto) / Психологические портреты восковых фигур
Хироси Сугимото, Принцесса Диана
Фото © Хироси Сунимото (Hiroshi Sugimoto)
А теперь традиционный вопрос: Как Вы думаете, может быть современные фотографы просто уже не могут снять красиво, и поэтому всё время выпендриваются своей концептуальной фотографией? Ваше мнение пишите в комментариях.

Алексей Никишин
объ-
ясня-
ет


В этом разделе я рассказываю про то,
что такое современная фотография и чем
она отличается
от классической

В основе этих статей — курс лекций «Современная фотография и современное искусство», прочитанный мной в Московском Музее Современного Искусства (ММОМА)

Ниже Вы найдете самые часто задаваемые вопросы
по этой теме:

ХОЧЕШЬ
>чи–
тать
  новые   
  статьи   
ПЕРВЫМ
?