Фотограф Алексей Никишин


Портреты ///  Жанр ///  Мастер-класс про психологический портрет
Интервью для Leica Camera ///  »Интервью для Photoindustria про выставку ///  »Интервью про смысл для Znyata.com ///  Интервью про искусство, жизнь и фотографию
выставки/ публикации/ википеди€/ профайл фотографа/ контакты

мастер-класс в москве > 22,23 сент€бр€ 2012 г. / индивидуальное обучение / коммерческие съемки и частные заказы/ регистраци€ и подписка на новости




выберите язык: 

 ru 
 en 

Алексей Никишин про искусство, жизнь и фотографию

Февраль 15, 2011






Искусство и жизнь для тебя - одно? Согласен ли ты с теорией о том, что "человеческому" в искусстве нет места?

Про актеров часто говорят: он играет, как живет. То же самое, если ты снимаешь какую-то фотографию, ты должен жить ею. Когда смотришь на работы Араки, понимаешь как это важно. Только при условии отражения нашей жизни в искусстве получается настоящее. А иначе - подделка, которой нет места в искусстве.

Есть такая точка зрения, что когда искусство отображает человеческое, наши жизненные переживания, оно становится автоматически интересно, ловит зрителя на крючок его личностных переживаний.

Я с этим согласен, но я не хочу, чтобы большая масса зрителей понимала, что я делаю, это ведь невозможно. Гораздо важней для меня, чтобы в моих фотографиях видела смысл маленькая горстка людей, мнением которых я дорожу. Они не обязательно должны быть фотографами. Это люди из разных сфер искусства, но когда они чувствуют в моих фото что-то свое - это большая радость. Для меня очень важна деконструкция фотографии - когда ты делаешь фотографию с одним смыслом, а твой зритель видит там смысл совсем другой. И чем больше смыслов содержит в себе фотография, тем она лучше. Я делаю снимки по мгновенному знаку, а потом вижу в проявленных фотографиях совсем другие смыслы. Мне кажется, говорить о человеческом в искусстве, чтобы понравится большому кругу зрителей - не мой путь. Совсем не хочется нравится всем.

Получается, что ты делишь зрителя на понимающего и непонимающего?

Конечно, я снимаю для подготовленного зрителя. Для человека, который может увидеть в моих фотографиях даже больше, чем я сам. Когда я показываю свои жанровые фотографии на мастер-классах, молодые ребята видят в них такие смыслы, каких я не видел. (девочка и крест) а когда ты делаешь что-то специально для того, чтобы понравится всем, это подделка. Делать что-то только для того, чтобы понравится массам - это слишком просто, это не та цель, к которой нужно идти.

Есть ли для тебя главное из искусств? Все ли жанры равны по воздействию на человеческое сознание?

Все жанры искусства говорят об одном и том же. Глобальных тем очень мало. Но каждое из искусств говорит об этом разными методами - в этом их отличие друг от друга.

Любовь и смерть?

Смыслы остаются, с течением времени меняются только акценты. Поэтому суетному в искусстве не место. Я за вечные, но актуальные темы.

Расскажи про своих учителей.

Я считаю, что истоки фотографии лежат в живописи. Фотографам нужно брать оттуда идеи и смыслы, ведь уже все давно придумано. Все, что используется в фотографии, придумано художниками много лет назад. Я очень люблю примитивизм. Руссо, Нико Пиросмани, Шагал, Ван Гог. Экспрессионисты. Франц Марк, Макке - там мне нравится цвет, потому что я мало работаю в цвете и мне его не хватает. Если говорить о темах и идеях, мне очень нравится Хоппер с его одиночеством в большом городе. А из фотографов мне нравится Ричард Аведон, Питер Линдберг - если говорить о портрете, а если брать жанр, то это Брессон, Джозеф Куделка, Андре Кертеш. Мне нравится Масао Ямамамото, я бы хотел снимать, как он. Девидсон - сейчас для меня номер один, в его работах много воздуха и свободного движения, его герои не ощущают давления окружающего мира, они парят. (фотографии). Когда я смотрю фотографии, главным критерием отбора для меня является то, хотел бы я так снимать. Даже когда я отбираю свои работы, придерживаюсь того же принципа отбора.

Где ты находишь вдохновение в обычной жизни? Какие страны, города, времена года для тебя важнее и прекраснее, чем все остальное?

Я очень мало снимаю в России, в Москве, серость и равнодушие нашей действительности меня не вдохновляет. А за границей можно ходить по улицам с фотоаппаратом, снимать людей и они улыбаются в ответ. Например, моя французская серия - это праздник моих героев. У нас такого можно добиться только в Петербурге, потому что половина прохожих на улицах - туристы, которые приехали отдыхать. Вдохновение я нахожу в искренней радости жизни обычных людей. Мне не нравится что-то вычурное и помпезное, когда все выставлено напоказ. Нужно, чтобы все было по-настоящему, без подделок. Сейчас, когда в современном мире происходит подмена главных понятий, для меня очень важно отыскать настоящую жизнь в ее мелочах. Даже когда я бываю в бедных странах, в моих снимках нет упадка, я снимаю не быт, не проблемы, а жизнь, эпос о ней, мир этих людей, в котором они счастливы по-настоящему.

Должен ли фотограф быть психологом? Как происходит процесс расколдовывания модели?

Несколько лет назад на одном из моих мастер-классов мне сказали, что я не имею права снимать психологические портреты, потому что не имею диплома психолога. Я на это ответил, что для того, чтобы снять хороший психологический портрет нужно быть хорошим фотографом, а не психологом. Но безусловно, нужно любить людей, которых ты фотографируешь. В каждом человеке есть что-то прекрасное, за что его можно любить. Очень часто люди, занимающиеся искусством, не любят своего зрителя, а я люблю. Как в том мультике - даже у самых плохих людей могут быть хорошие дети. Без любви к людям не получится ничего.

Известных людей снимать сложнее?

Люди, которые привыкли часто фотографироваться, умеют позировать. Они сразу садятся перед объективом так, как мы это увидим еще в пятидесяти журналах. А мне, как художнику, нужно показать человека особенным, таким, каким я его увидел. Портретное сходство не важно для меня, а важен мой авторских взгляд.

А когда фотография становится произведением искусства?

Когда эту фотографию нельзя повторить. Фотография, единственная в своем роде - это искусство. Каждый может сфотографировать море, но если посмотреть на море у Куделки, понимаешь, что это только его море, его мир. Он может снять что угодно, но во всех фотографиях мы видим его мир. Я сам к этому стремлюсь. Вообще я могу гораздо меньше того, к чему хотел бы прийти. У Ларса фон Триера есть манифест, в котором он пишет, как бы хотел снимать кино. Его спросили - но вы же так не снимаете, а он ответил - я иду к этому. Я тоже ставлю себе такие цели. Мне хочется идти к простоте, чтобы фотографические средства сводились к минимуму, и оставалось только мое видение мира. Искусство для меня в смысле моих работ, а не форме и не в средствах.

К чему ты стремишься?

Я знаю, как снимать мне не нужно. То есть иду от обратного. Вот к чему не нужно стремиться художнику - так это к славе и к деньгам, это ложная цель.

Но художнику нужно ведь на что-то жить.

А это уже не имеет никакого отношения к искусству. Роден, например, днем делал портреты за деньги, а по ночам творил. Те портреты никто не помнит, а результаты его ночных поисков формы и смысла остались в веках навсегда. Художнику ничто не мешает зарабатывать деньги, но это не должно быть связано с искусством. Это совсем разные вещи. Хороший пример - Ван Гог, не продавший за всю свою жизнь ни одной работы.

То есть художник не имеет права на счастливую жизнь?

Мне кажется, все настоящие художники страдали. И этот внутренний конфликт находит отражение в их работах. Если бы Ван Гог не был тем, кем он был, у нас бы сейчас не было его подсолнухов и тополей. И таких примеров миллионы. Очень важно жить так, как творишь. Сейчас в искусстве мало настоящего и много подделок, это так грустно. Когда ко мне приходят молодые фотографы, для них становится открытием то, что фотография может нести в себе столько смыслов. Сейчас никто не думает о смысле. Если фотограф не может увлеченно рассказывать о своей фотографии по полчаса, то это бессмысленная фотография.

Ты чувствуешь связь со своим поколением?

Искусство, безусловно, должно быть актуальным. Хочется, чтобы смысл каждой фотографии был настолько глубоким, что не терял своей актуальности долгие годы. Один фотограф снимал звезд в багажниках своих автомобилей. Это такая глупость, мне кажется. В этом нет смысла. Я бы снял, например, задние сидения автомобилей звезд, чтобы увидеть этих людей, узнать их. Хочется, чтобы в каждом проекте, в каждой фотографии поднимались действительно важные темы.

А ты смотришь телевизор?

Мне это совершенно неинтересно. Все, что происходит в мире, на меня никак не влияет. Я смотрю фильмы.

В какую эпоху ты бы хотел жить?

В эпоху модернизма. Начало ХХ века, когда было больше всего открытий в искусстве. Тогда было много настоящего, искреннего. Сейчас мы создаем только ремейки того, что уже сделано. Тот же Пикассо открыл целый ряд художественных направлений. Сейчас такого не встретишь. Все, что можно было сделать, уже сделано, приходится пользоваться тем, что уже есть.

Веришь ли ты в художников-самоучек?

Я люблю смотреть на работы фотографов-любителей, они ничего не понимают в фотографии, но случайно снимают хорошие кадры. В фотографии это работает, потому что камеры выпускают автоматические. Но если человек занимается живописью, то учится необходимо. Шагал, например, учился сам всю жизнь. Это конечно, скорее исключение.

Ты больше за новаторство или за академизм в искусстве?

Я за поиск. Любой творческий человек - это ищущий человек. А иначе получается ремесленничество. Пикассо говорил: все ищут, а я нахожу. Нужно искать и идти вперед. Фотография - это достаточно молодое направление в искусстве, здесь нет такого, как в живописи, нет классической школы, против которой выступали модернисты. Художники ищут разную форму, а смыслы остаются теми же самыми. Роден для меня интересней, чем скульпторы эпохи Возрождения.

Какой ты представляешь идеальную выставку своих работ?

Я сейчас работаю над этим, это называется билд-редактирование, законы размещения нескольких фотографий в ряду. Это очень сложная сфера, в России нет такого измерения. Например, выставка Аведона, на которой висят разные фотографии разных лет, а ты смотришь, и кажется, что все люди, изображенные на них, танцуют в одном танце. И выставка, и книга должны выглядеть так. Есть хороший пример - книжка "The Photographer's eye", там можно каждый разворот сканировать и показывать на мастер-классах. В комиксах есть определенные правила чтение - секвенция, эти правила нужно перенести и на размещение фотографий. Каждая фотография - это целый мир, но когда их две, три, четыре вместе - это мир уже совсем другой, особенный и уникальный. Подобие по форме, по фактуре - все эти правила используются при подготовке книг и фотовыставок по всему миру, кроме нашей страны.

Когда и как был сделана твоя лучшая фотография?

Каждый раз я думаю, что больше ничего не сниму хорошего, а потом неожиданно делаю свою лучшую фотографию, а потом еще одну - это такая случайность, подарок бога. Каждая новая хорошая фотография - та лучшая, от которой стоит отмерять следующий скачок вверх.


Инга Шепелёва




Copyright © 2000- Алексей Никишин

каталог работ / выставки/ публикации/ википедия/ профайл/ контакты

запись на съемку/ мастер-класс в москве > 22,23 сентября 2012 г. / индивидуальное обучение / регистрация и подписка на новости