Фотограф Алексей Никишин


Портреты ///  Жанр ///  Мастер-класс про психологический портрет
Интервью для Leica Camera ///  »Интервью для Photoindustria про выставку ///  »Интервью про смысл для Znyata.com ///  Интервью про искусство, жизнь и фотографию
выставки/ публикации/ википеди€/ профайл фотографа/ контакты

мастер-класс в москве > 22,23 сент€бр€ 2012 г. / индивидуальное обучение / коммерческие съемки и частные заказы/ регистраци€ и подписка на новости




выберите язык: 

 ru 
 en 



Интервью с Алексеем никишиным

Май 24, 2011
Оригинальная на сайте: http://www.photoindustria.com







Алексей Никишин один их самых запоминающихся и узнаваемых мастеров современной черно-белой арт-фотографии. Автор масштабного фотопроекта "В роли себя" - цикла выставок психологических портретов известных российских рок-музыкантов, актёров театра и кино, звезд телевидения и шоу-бизнеса. Он единственный фотограф, который составил уникальную антологию психологических портретов наших современников, представителей российской творческой интеллигенции. Его герои: Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Владимир Спиваков, Кирилл Серебренников, Владимир Этуш, Андрей Макаревич, Вячеслав Бутусов, Игорь Кваша и многие другие.

В преддверии открытия новой выставки, мы решили встретиться с Алексеем и узнать о его новом проекте "В роли себя. Без правил".

Алексей, 24 мая открывается выставка, на которой Вы представляете свой новый проект. Мы жаждем подробностей, расскажите.

Прошло более трех лет с того момента, когда мной были сняты первые фотографии проекта "В роли себя". Многие ждали продолжения проекта, хотели увидеть новые портреты, по-другому взглянуть на тех, кого они привыкли видеть в газетах, журналах, с экранов телевизоров. Но новая серия "В роли себя. Без правил" - это не логическое продолжение серии психологических портретов. Это что-то новое. В качестве моделей были выбраны героини самого известного телевизионного реалити-шоу России "Дом-2" - символы современного поколения. Пытаясь снять психологические портреты стало понятно, что решить эту задачу прежними средствами не под силу. Поэтому я решил вывести героев из их привычной среды и перенести в иную, мою собственную, незнакомую, а может даже, и чуждую им систему координат. Получился конфликт - стиль полностью противоречит исходному содержанию, не дает ему ни малейшего шанса на выживание. Люди на фотографиях такие, какими они не привыкли себя видеть.
Не случайно эта выставка называется "Без правил". В этой новой серии работ я постарался уйти от тех фотографических находок, которые открыл для себя, снимая психологические портреты актеров и музыкантов. Новая серия - противопоставление тем фотографиям. Это первый шаг на пути к поиску нового языка - такого языка, которым возможно было бы описать в портрете наше время, современность.

Получается, изначально Вы планировали сделать фотографии продолжением серии психологических портретов, но у вас это не вышло. А с чем это связано?

Понимаете, участники моего нового проекта - это такие люди, по отношению к которым, язык психологического портрета становится простым и понятным. За цитатами и дубликатами, штампами и клише, следующими друг за другом, сложно найти истину. В системе координат этих новых ценностей язык психологического портрета по понятным причинам начинает "сужаться" и выводит нас всегда к одному и тому же очевидному содержанию. Он лишает высказывание объема и возможности дальнейшей интерпретации. И поэтому пришлось придумать новый ход, новое открытие, чтобы что-то сказать об этих людях.

Но мне кажется, несколько фотографий, например, с Ксенией Собчак или Ксюшей Бородиной, все-таки можно отнести к психологическим портретам.

Да, вы правы. Наверное, это плохо, что они выбиваются из общей концепции проекта, но так уж получилось. Портрет Ксении Собчак абсолютно точно можно убрать из этой выставки и поместить в другую. Наверное, я так и сделаю.

То есть уже на этой выставке мы фотографию Собчак не увидим?

Увидим. Но в будущем если я буду показывать старые психологические портреты актеров, то, скорее всего, Ксения уже войдет эту коллекцию.

Откройте секрет, как Вам удается раскрепостить модель на съемке?

В основном, конечно, это дилог. Мои фотографии - это студийный репортаж. Это не постановочная фотография. Я не говорю, как должны себя вести мои герои во время съемки. Я снимаю именно то, что предлагают мне сами люди. Я разговариваю с ними и снимаю их. То есть вся съемка состоит из того, что мы беседуем на разные темы. Важно, чтобы люди находились в живом контакте с тобой. И не просто слушали, но и поддерживали диалог. Чтобы для всех потерялось ощущение того, что вы находитесь на съемке.

Среди фотографий для выставки, которые Вы мне показывали, я заметила и цветные. Они также войдут в экспозицию?

В цветной фотографии я не очень себя уверенно чувствую. Иногда снимаю. Но черно-белые чаше.

А что именно привлекает в черно-белой фотографии?

Лучше сказать, что меня отвлекает в цветной. Это цвет. Если бы не было цвета, было бы гораздо проще.

Ваши фотографии проходят постобработку?

Кардинальных изменений я не вношу. Фотографии проходят через "Фотошоп", поскольку я вынужден сканировать изображения. Что я могу сделать, так только лишь скорректировать тон, так как сканер дает довольно мягкое изображение. Точно могу сказать, что на фотографиях нет никакой ретуши. Я даже не убираю пыль, неровные края эмульсии. Все это есть на моих фотографиях.

Вы всегда довольны конечным результатом?

Я вообще никогда не доволен результатом. Мне кажется, что мог бы и лучше. А когда знаешь, как снимали те, кто давно уже умер - вообще становится грустно за мир вцелом. как делают другие люди делают что-то лучше, то всегда хочется стремиться к этому.

В одном из интервью Вы сказали, человеку, чтобы творить, нужен импульс, толчок. Его что-то должно волновать. А что на данный момент волнует Вас?

Мне бы хотелось снять большой проект про одиночество. Может быть. Это должны быть кадры из кино или какие-то отдельные фотосюжеты из нескольких фотографий или как маленькие короткометражные фильмы, которые бы описывали это состояние. Ведь одиночество тоже может быть многогранным. Известно, что человек и в кругу друзей может оставаться одиноким. И мне кажется, что есть смысл сделать такой проект. Я не первый, кто придумал эту тему. Есть такой американский художник Эдвард Хоппер, так вот все его картины также пронизаны одиночеством, хотя, был он вобщем-то не одиноким человеком. Но эта проблема красной нитью проходит через все его творчество. Мне не хотелось бы так фотографировать как он рисовал.

Как бы Вы описали свой стиль в нескольких словах?

Я назвал бы его стилем Алексея Никишина. Я считаю, что в моей фотографии кроме визуального языка присутствует еще и смысловой вектор. В каждой моей работе есть то, над чем можно подумать, порассуждать. Очень важно разделять форму и содержание. И я хочу, чтобы зритель, изучая мои работы, не смотрел на форму, так как она для меня совершенно не важна, а обращал внимание именно на то, что стоит за формой - на суть.

Анна Тимохина
Интервью для журнала "Photoindustria"



  

  

  

  

  

  

  

  


Copyright © 2000- Алексей Никишин

каталог работ / выставки/ публикации/ википедия/ профайл/ контакты

запись на съемку/ мастер-класс в москве > 22,23 сентября 2012 г. / индивидуальное обучение / регистрация и подписка на новости