Ай Вэйвэй — это крутой китайский современный художник, а эта фотография — фотодокументация двух его проектов: «Сказка» (2007)
и «Корни» (2009), выставленных в музее «PinchukArtCentre». Нас будет интересовать больше первый, о втором поговорим как бы в дополнение. Проект «Сказка» представляет из себя большое количество квадратных фотографий, наклеенных стык-в-стык на стены галереи так, что покрывает их ровным ритмическим паттерном. На фото изображены китайцы, в полный рост, спокойно стоят и смотрят в кадр. На каждой фотографии – новый герой. Никакой художественной ценности сами фотографии по отдельности не несут.
Так о чем же снимает Вэйвэй? Ключ к разгадке лежит в понимании того, с чем работает этот современный художник. А работает он с современным контекстом, с проблемами современного (ему) общества. И решен проект может быть как угодно — фотография, инсталляция, видео-арт, живопись, перформанс и т.д. И фотография (как в нашем случае) — это всего-лишь средство донесения сообщения, то есть медиа современного искусства. Каждая фотокарточка по отдельности не важна. Она просто часть. Как гаечный ключ у сантехника часть инструментария. Но сам инструмент не есть еще результат. Он только средство. Не важно красивая ли фотография, какой там сочности зелень, какой вышины горы и какого цвета закат! Все то, что Вам так нравилось в фотографии и казалось таким понятным, не существует в современной фотографии. И категория «красивая» не имеет к современной фотографии никакого отношения. Но надо понимать, что она не стала вдруг «некрасивой», просто эта категория оценки больше не применима. Как если бы Вы оценивали «красивый/некрасивый», например, кефир. В кефире важно другое. Вот и здесь так.
Итак, попробуем собрать все вместе: фотки и известное нам про Китай сейчас (ведь художник работает с современным китайским контекстом). Много разных людей на одинаковых черно-белых фотографиях, расположенных рядами ритмично, покрывают все стены галереи. Конечно, здесь речь идет о многомиллионном китайском народе, который состоит из индивидуальностей, среди которых сложно бывает найти отличие. А решено это в виде ритмично повторяющихся визуально похожих фото. Выбор черно-белого тоже важен, как Вы уже догадались.
Второй проект «Корни» — это инсталляция. Вэйвэй собрал и обработал корни деревьев со всего Китая и поместил их в галерейное пространство. О чем это? Конечно не о том, что Вэй Вэй умеет полировать корни (он вообще сам этого и не делал, а заказал на заводе корней :-). Проект про то, что Китай стирает свою историю, лишая себя корней. Сейчас в Китае принято считать, что история — это то, что творится сейчас. Именно поэтому Вы не найдете в Китае памятников истории и религии, как, например в Непале или Тибете. Их мето заняла «современная история» Китая, начавшаяся в 1980-х экономическим подъемом. То, что было до этого — не принято вспоминать. «Три-Т» — Тибет (1959), Тайвань (1949), Тяньаньмэнь (1989) — три темы, про которые больше «не принято» говорить и писать в СМИ. История «творящаяся сейчас», лишает нас прошлого! Об этом и проект «Корни» Вэйвэя.
Видите как стало сложно, чтобы понять современной искусство и современную фотографию нужно хорошо ориентироваться в современном контексте, знать историю искусства и культуры разных стран. Современное искусство — это тонкая интеллектуальная игра для понимающих (современное искусство) людей.